Чрезвычайное происшествие всегда связано с потерями. Страховые компании в таких случаях говорят о наступлении страхового случая и выплачивают денежную компенсацию. Казалось бы, все просто: что-то случилось и человек получил средства. На практике все сложнее. Существует ряд махинаций, из-за которых человек не получит компенсацию. Чаще всего они не связаны с нежеланием страховых компаний выплачивать компенсации. Напротив, это происходит из-за действий мошенников. Зачастую такие схемы касаются страхования автомобилей и начинаются задолго до наступления чрезвычайного происшествия.
Покупка фальшивых полисов КАСКО и ОСАГО с рук
Поддельные документы выглядят совсем как настоящие: на красивых качественных бланках, с логотипом одной из известных страховых компаний. Продавцы фальшивых полисов поджидают своих потенциальных покупателей возле визовых центров, автосалонов и даже у отделений ГИБДД.
Покупателей привлекает низкая стоимость КАСКО и ОСАГО. Однако настоящая цена экономии будет предъявлена после ДТП, когда автомобилисту с поддельным полисом придется самостоятельно оплачивать ремонт своего транспортного средства и машины пострадавшего.
Впрочем, фальшивый документ могут выявить и ранее. Инспектор ГИБДД при проверке полиса определит, что он недействительный. Автомобилисту придется заплатить штраф. С поддельным полисом не получится выехать за границу, водителю откажут во въезде в другую страну.
Важно! Покупка поддельного полиса может даже привести к судебному иску. Если автомобилист с таким документом будет добиваться выплат от страховой компании, его действия будут расценивать как мошенничество со всеми вытекающими последствиями.
Не попасть впросак поможет внимательность и ответственность. После покупки полиса обязательно проверьте его в страховой компании. Например, можно позвонить по номеру компании или отправить электронное письмо. Так обман сможете выявить раньше, чем появится необходимость в пользовании страховкой.
Намеренные ошибки, поддельные данные в полисах
Страховой посредник может быть недобросовестным или невнимательным. То есть, обращаясь к официальному брокеру, также есть риск получить поддельный полис. Наиболее распространенные «ошибки»:
- указание неверного возраста;
- занижение мощности автомобиля;
- неправильный номер или VIN машины.
Посредник может также указать неправильные коэффициенты. Зачастую это делается, чтобы предложить более низкие тарифы. Однако если наступает страховой случай и выясняется, что при оформлении была внесена неверная информация, автомобилисту придется выплатить деньги. Страховая компания выплатит сумму ущерба пострадавшей стороне, но обязательно подаст иск к клиенту с поддельным полисом. Такой сценарий актуален при задействовании компании, с которой заключен договор по ОСАГО.
В случае с КАСКО полис сразу признают недействительным, а страховщик обратится в суд. Компания будет добиваться решения, позволяющего не проводить выплаты при наступлении страхового случая.
Приобретение полисов на поддельных сайтах страховых компаний
Это еще один распространенный способ обмана при покупке программ страхования. Злоумышленники создают сайты-клоны компаний и даже портала Российского союза автостраховщиков (далее ― РСА). В первом случае пользователям продают поддельные полисы. Во втором же клиентам предлагают изменить коэффициент, который влияет на стоимость страховки.
Так как пользователь вводит данные банковской карты, он компрометирует ее. В итоге автомобилист не купит полис, так еще и потеряет все средства. Еще хуже будет, если злоумышленники воспользуются паспортными данными и оформят займы в микрофинансовых организациях.
Зная номер водительского удостоверения, мошенники могут устроить подставное ДТП и потребовать у страховщика выплат. Компания в свою очередь проведет расследование. Не исключено, что против автомобилиста будет подан иск, в котором его обвинят в сговоре с мошенниками.
Махинации во время фиксирования ДТП
Порой автомобилисты сами пытаются сознательно обмануть страховые компании. Например, во время аварии водители договариваются между собой и вводят неверные данные в европротокол. Вину на себя может взять автомобилист, которому выплатят больше денег от страховой компании. Второй же получит свою часть вознаграждения.
Пусть эта схема и может показаться рабочей, но она опасна. Страховые компании обязательно проверяют обстоятельства аварии, выясняют кто виновник. Автомобилистов могут обвинить в сговоре. В этом случае никакой речи о компенсации не идет. Водителям придется чинить транспортные средства за свои деньги.
Важно! Информация об участии в ДТП обязательно вносится в реестр. Если автомобилист попал в аварию, то следующий полис будет дороже за счет повышения коэффициентов.
Чтобы не попасть в подобную ситуацию, не соглашайтесь на подмену данных. Вносите в протоколы правдивые сведения и обязательно проверяйте, что написал второй участник ДТП. Обезопасить себя можно, если зафиксировать повреждения транспортных средств с помощью фото- и видеосъемки.
«Помощь» в получении выплат от страховщиков
Еще один способ мошенничества, в котором пострадавшими могут быть две стороны. Недобросовестные посредники предлагают клиентам получить выплату от страховой компании, оформив полис или другую программу страхования «задним числом». То есть, до наступления несчастного случая. Однако такая афера редко выгорает, ведь компании обязательно проводят расследования, привлекая частных детективов. Специалисты определят, когда были заключены договора и какая информация в них указана.
Еще одна опасная схема ― помощь псевдоюристов. Они активно рекламируют свои услуги и обещают, что точно помогут с получением компенсации от страховой компании. «Юристы» просят клиента передать им право требования. Далее возможен один из следующих вариантов:
- клиент передает деньги за услуги и «специалист» пропадает;
- человек оплачивает экспертизы, комиссии за оформление документов и участие в судебных заседаниях, но эта сумма слишком велика и компенсация от страховой ее не покрывает;
- псевдоюристы получают денежную компенсацию, но клиенту ничего не достается.
Важно! Бывают ситуации, когда автоюристы сотрудничают непосредственно с конкретными страховыми компаниями. Они выезжают на места аварии и во время фиксации умышленно занижают ущерб. Они могут предложить сразу получить компенсацию, но она будет на порядок ниже реальной стоимости проведения ремонта. Соглашаться на это не стоит. В этом случае следует подать заявление в страховую компанию и потребовать пересмотра ущерба. Ответ должен поступить в течение 30 дней.